Памятники архитектуры

Напротив церкви находится необычный памятник архитектуры – комплекс заводских построек Кын-завода, возведенный с 1759 по 1911 гг. На самом деле место для завода было выбрано еще в 1739 году. Строительство началось в 1760 году, а год спустя была построена заводская плотина. Деревянные корпуса существовали вплоть до конца 18 века. К середине 19 века завод был полностью построен по единому проекту и являлся одним из лучших заводских ансамблей Урала. Все основные постройки находились при Средней плотине. Верхняя (Григорьевская) и Нижняя (мельничная) до наших дней практически не сохранились.

Бывшая заводская чертежная (1869 г.), что находится на берегу реки Кын за магазином «Кынок», в наши дни известна как местный клуб и музей истории Кына. В середине 19 века в ней был организован любительский театр, актерами в котором были служащие завода и их жены (спектакли показывали в зрительном зале с балконом). Позже там стал выступать светский хор и камерный оркестр. В здании до сих пор можно увидеть элементы внутренней отделки середины 19 века, сохранились оригинальные печи.

Напротив чертежной вдоль проезжей дороги сохранилась пожарная Кыновского завода (1881 г.). Большое помещение изначально предназначалось для «5 машин и 5 бочек», малое помещение с одним окном, выходившим на «заводскую площадь у хлебного магазина» - для «хлебного вахтера», другая небольшая комната с одним окном, выходящим на проезжую улицу -  «для караульнаго».  К сожалению, в наши дни оно находится в аварийном состоянии.

Большой интерес представляет огромный заводской амбар (провиантский магазин) – 1830 г. Внутри сохранилась часть оригинальной планировки 19 века. Амбар разделен на две части, каждая – с отдельным входом. В разное время в амбаре хранились различные запасы – от произведенного на заводе железа до зерна. В советский период в здании провиантского магазина располагались производственные помещения и мастерские совхоза.

Движемся дальше вдоль берега реки Кын в сторону Средней плотины и доходим до караульной избы  (середина 19 века) - небольшого одноэтажного бревенчатого здания. Напротив него когда-то стояло здание заводской конторы. В караульной избе располагались сторожа, следившие за порядком.

Рядом с ней разместились кузница и цех паровых машин. По проекту 1826 года здания кузни и слесарной мастерской представляли собой два самостоятельных каменных корпуса. Но, вероятно, во второй половине 19 века проход между ними был заложен и получился единый длинный корпус. По архивным планам, старым фотографиям и акварели середины 19 века – на месте нынешнего производственного корпуса располагался корпус паровой машины, построенный одновременно с остальными зданиями Кыновского завода. Во время наводнения 1862 года он был сильно разрушен. Затем корпус был восстановлен с использованием старых фундаментов. В советский период здание использовалось в качестве гаража совхоза и сильно пострадало.

Пройдя вдоль заводских построек, мы выходим на берег реки Кынок и видим фрагмент старинной плотины и даже часть заводского механизма. Средняя плотина была возведена в 1760-1761 гг., перестроена в 1881 году. В длину плотина была 115 метров, в ширину – 63, высота составляла около 8 метров. Фрагменты укрепленных стен сохранились до сих пор. Это яркий пример гидротехнических сооружений уральских заводов.

Рядом с плотиной в 2016 году установлен макет водяного колеса. Водяное Колесо – по сути это простейший гидравлический двигатель: колесо с лопастями, вращаемое потоком воды. Оно преобразует энергию падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. Существуют подливное (нижнебойное) водяное колесо, наливное (верхнебойное), среднебойное. В Кыну на основном «прорезе» плотины строился водосливной мост - ступенчатая эстакада из лиственничных плах. На ее ступенях устанавливались водобойные колеса. Они двигали кожаные меха, которые нагнетали в доменные печи воздух. Колеса поднимали многопудовые молоты, которые дробили руду или перековывали чугун в железо. На водобойные колеса заводских машин в Кыне вода из пруда шла по особым лоткам- «водяным ларям». В этих ларях также крутились вспомогательные колеса. Поэтому завод должен был находиться рядом с колесами - прямо под плотиной. А доменные печи пристраивали прямо к склонам плотин. Наиболее «энергоемкие» производства размещались как можно ближе к плотине, там, где напор воды был наиболее сильным. Ниже находились цеха с оборудованием, требующим меньше напора. Вододействующие колеса по размерам отличались. В диаметре могли быть от 10 до 15 футов (3-4,5 метра) и в разносе  - от 4 до 5.8 футов (1,2-1,75 метра).

От Средней плотины мы направляемся к мосту через речку Кын. С левой стороны по ходу движения мы видим здание первой кооперативной лавки. В 1864 году на Кыновском заводе графа Строганова был создан первый в России потребительский кооператив. В этом же году была открыта первая кооперативная лавка, где торговали как продукцией завода, предназначенной для быта, так и необходимыми заводчанам товарами.

Далее переходим по мосту через речку и на берегу видим памятник «Начало пермского края»Памятник «Начало Пермского края». В середине 19 века в селе Кын-завод на берегу речки Кын при строительстве завода была найдена бляшка с изображением медведя, выполненная в пермском зверином стиле. Эта находка стала гордостью коллекции Строгановых. А образ – символом Пермского края. Медведь – самый почитаемый зверь в мифологии финно-угорских народов. Особую выкладку из головы и лап животного, которая изображена на бляхе, делали шаманы на культовых «медвежьих» праздниках. А возможно, это образ человека-медведя, предка рода.У памятника уже есть легенда: если задеть руками медвежьи лапы, то к тебе перейдут сила и удачливость зверя-медведя.

Если идти дальше по левому берегу реки Кын и далее вдоль берега реки Чусовой, на вершине горы можно увидеть старинное здание Строгановской больницы. В 1851 году по распоряжению Уральского горного правления владельцу Кыновского завода графу Строганову было разрешено строительство больницы (гошпиталя) на 10 коек. В штате госпиталя были врач и фельдшер, которые вели прием больных; смотритель больницы, выполнявший обязанности завхоза, кладовщика, столяра; кухарка – она была и поваром, и поломойкой, и сестрой милосердия; была и прачка. Рабочим в конце 19 века – начале 20 века выдавались больничные листы. Больница действовала до 80-х годов 20 века, а больничное здание сохранилось до наших дней.

Осмотрев Строгановскую больницу, держим путь на берег реки Чусовой. Именно здесь сохранилась легендарная старинная каменная пристань и установлен необычный памятник железным караванам.Остатки Кыновской пристани  представляют собой длинную каменную стену, сложенную из шести рядов массивных каменных блоков. Огромные валуны вплотную подогнаны друг к другу и скреплены по верхнему ряду коваными железными скобами. Длина-37 метров, высота-3,5 метра. Пристань была создана в конце 18 – начало 19 века. Когда-то на Чусовой существовало до 17 пристаней. Сегодня из них сохранились только две – в селе Кын и заброшенном поселке Илим.

Памятник сплаву «Железных караванов» стоит на берегу реки Чусовой на начале заводской дамбы, насыпанной из железного шлакаПочти 200 лет по Чусовой шли караваны барок с металлом уральских заводов. Бурный «караванный вал» неудержимо нес барки по реке, кидал на скалы-«бойцы». Спасением для сплавщиков стали лоты – слитки чугуна с шипами, с помощью которых сплавщики спасали барки от крушения. Вес одного лота составлял 50 кг, на барке лоты использовались связкой в 20-25 пудов (320-400 кг.).

Фотогалерея